№ 4 2023 год скачать pdf
Педагогика
Ажогина Наталия Андреевна, Кулешова Олеся Дмитриевна, Львова Анна Сергеевна
- ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Раскрыта сущность понятий «поликультурная среда», «поликультурная образовательная среда» и «коммуникативное развитие». Проведен анализ социологических исследований о национальном составе в российских школах и влияние современных тенденций на организацию образовательного процесса, в том числе на коммуникативное развитие. Представлены результаты исследования, которые позволили определить ряд проблем в развитии коммуникативных умений в поликультурной образовательной среде.
Ключевые слова: коммуникативное развитие, коммуникативные умения, поликультурная среда, поликультурная образовательная среда.
Жукова Виктория Александровна
- РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ: ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация: В статье на основе анализа диссертационных исследований рассматривается развитие навыка самостоятельности студентов первого курса. Исследуется состояние изученности темы и анализируются требования к первокурсникам. Отмечено, что основным инструментом формирования самостоятельности обучающихся является внедрение инициатив и научных мероприятий.
Ключевые слова: развитие самостоятельности, автономность, развитие навыка самостоятельности, преемственность ступеней обучения, готовность к самостоятельности.
Скударева Галина Николаевна
- ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА: РЕТРОСПЕКТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
Аннотация. Представлен ретроспективный анализ социального партнерства как особо значимого общественного феномена. Раскрыт генезис идей социального партнёрства; определены основные этапы его становления. Теоретически обоснована проблема социального партнёрства, включая институт образования.
Выявлено четыре этапа развития идей социального партнёрства. Античный этап связан с представлениями об идеальном государстве и месте гражданина в нём. Следующий этап характеризуется становлением и развитием естественно-правовой модели общества в учениях мыслителей эпохи Просвещения. Представлены идеи формирования гражданского самосознания в процессе общественных отношений и социального диалога, необходимости установления определенных правил социального общежития. Третий этап, представленный идеями классической философии, предопределил оформление социального партнерства как парадигмы социального взаимодействия, квинтэссенции идеи «общественного договора». На четвертом этапе развития идей социального партнерства, разворачивающемся в условиях индустриального и постиндустриальное общества, социальное партнерство понимается как инструмент формирования гражданского общества. Социальное партнерство предстаёт как новая система общественных отношений, обусловливающих формирование социального государства, а одним из условий его динамичного развития является образовательная система.
Ключевые слова: социальное партнерство, феномен социального партнерства, сущностные особенности, этапы развития, социальное взаимодействие, педагогические идеи и воззрения.
Психология
Суннатова Рано Иззатовна
- ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Аннотация. В связи с цифровизацией образования усилилась значимость изучения социально-психологических условий, способствующих пониманию возникновения компьютерной зависимости школьников. Целью исследования было изучение возможных связей проблемного использования цифровых устройств с неудовлетворенностью отношением значимых людей и личностными характеристиками старшеклассников. Исследование проводилась в двух общеобразовательных школах с участием 698 обучающихся 8–11 классов. Была использована авторская методика «Личностный ресурс школьника и предикторы ненормативного поведения». Результаты показывают, что удовлетворение потребности в позитивном внимании, реальной заинтересованности в личных переживаниях подростков и авторитетный стиль взаимодействия можно рассматривать как значимые условия, блокирующие возможность возникновения проблемного использования цифровых устройств и других ненормативных форм поведения.
Ключевые слова: проблемное использование цифровых устройств, удовлетворенность отношением значимых взрослых и одноклассников, личностные особенности старшеклассников: ответственность, вера в себя и самоуправление.
Филимонова Мария Игоревна
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК КУБИКИ КООСА И ЦВЕТНЫЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА В ДИАГНОСТИКЕ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ОТ 4-Х ДО 8-МИ ЛЕТ
Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу методик для исследования интеллектуального развития детей. В работе оценена эффективность использования кубиков Кооса для изучения когнитивных способностей детей. Было проведено сравнительное исследование, в котором были задействованы дети в возрасте от 4 до 8 лет, разделенные на две группы – дошкольники и младшие школьники. Результаты показали эффективность использования методик «Кубики Кооса» и «Цветные прогрессивные матрицы Равена» в диагностике коэффициента интеллекта, при этом первая методика подходит детям дошкольного возраста, а вторая – младшим школьникам.
Ключевые слова: интеллект, интеллектуальное развитие, когнитивные способности, кубики Кооса, матрицы Равена, психодиагностика.