Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Journal of Psychological and Pedagogical Research

Журнал психолого-педагогических исследований

16+

№ 3 2023 год скачать pdf

Педагогика

 

Авсиевич Полина Дмитриевна, Дамова Александра Леонидовна, Неборский Егор Валентинович

  • ЧТЕНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ АСПЕКТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению актуальности использования аутентичных художественных текстов в обучении иностранному языку и культуре и развитию вторичной иноязычной личности. Рассматриваются особенности анализа текста с целью выявления ценностных установок иноязычной культуры в процессе изучения социокультурных реалий, концептов и способов воплощения иноязычной ментальности в аутентичном художественном тексте. Отмечено влияние актуализации и приобретения фоновых знаний об иноязычной культуре в процессе выявления культурно-детерминированной информации и конструировании смысла текста.

Ключевые слова: аутентичный художественный текст, иноязычная культура, социокультурные реалии, фоновые знания, вторичная языковая личность.

 

Вавилов Алексей Михайлович

  • РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье описывается реализация требований методического компонента научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива в образовательном процессе. Приводятся примеры используемых методик и форм взаимодействия участников образовательного процесса. 

Ключевые слова: модель научно-методического обеспечения, компетентностный подход, контекстный подход, методический компонент, педагогические условия, вожатый, подготовка вожатых.

 

Куприянов Борис Викторович

  • ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ ЦК ВЛКСМ «ОРЛЕНОК» 1962–1966 гг.

Аннотация. Исследование опыта Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок» 1962–1966 гг. дает возможность зафиксировать пример не-тоталитарного воспитания с характерными чертами альтернативной практики эпохи оттепели: детско-взрослый коллектив, практический гуманизм в общении участников, диалоговый характер общения и отношений, доминанта организации и общественно-полезная направленность совместной деятельности, приоритет социального творчества в коллективной жизни детско-взрослой общности. Эти отличительные особенности известные как коммунарская традиция воспитания реконструированы в данном случае на основе воспоминаний непосредственных участников событий, методических публикаций того периода, текстов орлятских песен.

Ключевые словавоспитание в СССР, временный детский коллектив, советское детство, коммунарское воспитание, устная история, мемуары.

 

Машарова Татьяна Викторовна

  • СОЦИАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В название статьи автором вынесены, казалось бы, совершенно не совместимые понятия. Социальная дидактика – это дидактика отношений «живого», непосредственного взаимодействия участников образовательных процессов и явлений. Прилагательное «социальная» дидактика получила в самое последнее время, поскольку вышла из академических кабинетов и учебных аудиторий в окружающий социум. Это стало возможным благодаря максимальной открытости нашей системы образования внешнему окружению.

Цифровизация образования, наоборот, предполагает некоторое абстрагирование участников образовательных отношений от реальных контактов, переход в область виртуальных цифровых пространств и дополненную реальность, приближение к искусственному интеллекту. Долгое время эти педагогические категории, существовавшие параллельно, пересеклись в области взаимных интересов педагогической теории.

Ключевые слова: взаимодействие, виртуальная реальность,информационно-образовательнаясреда,принципы обучения, социальная дидактика, цифровизация образования.

 

Рыжов Алексей Николаевич, Килячина Анна Ивановна

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Аннотация. Вопрос о степени распространения образования среди крестьянского сословия в дореволюционной России остается одним из наиболее противоречивых в работах исследователей истории образования. Связано это, прежде всего, с устоявшимися весьма спорными представлениями об ограничении доступа в образовательные учреждения представителям непривилегированных социальных групп, среди которых крестьяне традиционно считаются наиболее ущемленными и «темными». А между тем, анализ социального состава учебных заведений России в начале XX века позволяет по-новому взглянуть на образовательный потенциал российского крестьянства в предреволюционные годы. Материал предлагаемой статьи не только показывает открытость системы учебных заведений России в начале XX века для представителей крестьянского сословия, но и раскрывает стремление крестьян к получению образования, а также отражает усилия правительства по созданию равных возможностей в получении образования для всех сословий. Иначе сложно объяснить преобладание представителей крестьянства практически во всех учебных заведениях, доходившее до 100 %. 

Ключевые слова: история образования, Российская империя в начале XX века, доступность образования, крестьянское сословие, непривилегированные социальные группы.